Запущенные заводы: почему легло на дно гомельское судостроение?

Мы продолжаем серию публикаций о гомельских предприятиях, составлявших в прошлом основу промышленного потенциала города, но свернувших ныне свое производство. Сегодня речь пойдет о Гомельском судоремонтно-судостроительном заводе.

«Без воды — и не туды, и не сюды...»

Самим своим возникновением Гомель обязан древнему водному пути, проходившему по реке Сож и далее по Днепру к Черному морю и «грекам» из Константинополя. Поэтому суда здесь начали строить очень давно. Что касается верфи, то она известна в Гомеле как минимум с XIX века и находилась в районе озера «Обкомовское». Тогда здесь изготавливали деревянные барки и «берлины», ходившие затем до самого Екатеринослава и Херсона. Некоторые утверждают, что далее эти изделия гомельских корабелов продолжали свой путь по Черному морю до Стамбула и далее — до Греции, но это уже, скорее всего — красивые легенды. А вот на берегах Сожа до сих пор можно найти остатки этих уникальных в своем роде судов, построенных почти без гвоздей, на деревянных болтах-нагелях, и со шпангоутами из корневищ естественного изгиба — кокорой.

zavod-11.jpg

С развитием в Гомеле пароходства возникла потребность в ремонте речных судов, ходивших в Ветку и в Киев. Судоремонтные мастерские в Гомеле, занятом немцами и украинскими гайдамаками, незадолго до его освобождения организовал артельщик Иван Савченко. В начале 1919 года все частные пароходы в Гомеле были национализированы, в руки Советов перешли и судоремонтные мастерские. Весной 1919 года они были расширены.

В 1919-1920 году Днепровская военная флотилия своей основной базой имела Гомель. Здесь ремонтировались и переоснащались ее корабли, состоявшие в основном их вооруженных и «блиндированных» гражданских пароходов. А в 1935 году на базе мастерских был создан Гомельский судоремонтный завод.

zavod-2.jpg

С началом войны в 1941 году завод был эвакуирован в Сталинград. Гомельские речники обеспечивали переправу героически оборонявшегося города через Волгу. Потом гомельский завод был перевезен в Чистополь. Здесь строили бронекатера и бронировали гражданские речные суда. При отступлении из Гомеля нацисты разрушили заводские корпуса, остававшиеся суда — затопили.

zavod-13.jpg

Но уже к январю 1945 года судоремонтный завод был восстановлен. Его директором стал Иван Сурыгин. В прессе того времени говорилось, что гомельские судоремонтники относились к делу нестандартно, творчески, вносили много рационализаторских предложений. И видимо, это было не казенное славословие — иначе и не смогли бы в столь сжатые сроки восстановить завод и поднять со дна Сожа затопленные суда. В целом речники и судостроители были тогда одной из градообразующих отраслей Гомеля. Заработал завод — быстрыми темпами пошло и восстановление жилья. Уже в июле 1945 года было сдано 15 квартир с паровым отоплением в Доме водников, началась реконструкция другого жилого здания речников на улице Комиссарова.

zavod-3.jpg

В 1946 году из Гомеля в Ченки, Кленки, Новобелицу и на Пролетарский луг стали ходить рейсовые пароходы. В 1947 году были спущены на воду пароходы «Ульянов», «Ульянова», «Сталин», «Марксист», «Красная звезда», «Арктика».

zavod-14.jpg

К 1950 году был построен современный судоремонтный завод. На нем выпускали 3-тонные плавучие краны, буксирные теплоходы, паровые машины, 20-тонные домкраты и многое другое. В том году судоремонтный завод имел одни из лучших плановых показателей среди крупнейших предприятий города.

Был открыт Гомельский техникум водного транспорта, объединенный впоследствии с лесным в Политехнический техникум. В Гомеле, крупнейшем порту Беларуси, находилось и главное управление Верхнеднепровского речного пароходства.

Полет на подводном крыле

В 1962 году земснаряд «Верне-Днепровский» вместе с экспедиционным отрядом № 3 Газпрома СССР проложил по дну Сожа нитку нефтепровода «Дружба» (ныне — ОАО «Гомельтранснефть «Дружба»). Бойкие газетчики назвали эту операцию «Штурм Сожа».

zavod-4.jpg

Вскоре Гомельский судоремонтно-судостроительный завод стал отправлять свои суда на штурм рек и озер не только Советского Союза, но и за его границами. Уже с конца 50-х тут начали осваивать новое «ноу-хау» — строительство судов на подводных крыльях. Этот элемент конструкции позволял преодолеть закон Архимеда и повысить скорость судна, частично подняв его корпус над водой. Интерес к революционной технологии подводного крыла был настолько велик, что на одном из первых ходовых испытаний присутствовал «отец космического ракетостроения» Сергей Королев.

zavod-5.jpg

В 1959 году в Гомеле был спущен на воду шестиместный катер на подводных крыльях — «Стрела-1». Это было первое в СССР морское пассажирское судно на подводных крыльях. «Стрелы» различных модификаций использовались в качестве патрульных катеров советскими «силовиками». Из Гомеля в Ветку такая «Стрела» ходила в качестве речного такси. По словам судостроителя Валерия Панкратова, гомельские «Стрелы» закупала даже Куба. Очень скоро в Гомеле было налажено производство новейших по тем временам теплоходов на подводных крыльях — типа «Беларусь». Начался выпуск катеров «Волга». В строительстве всех этих судов был применен новый корабельный материал — алюминий. В то время суда на подводных крыльях, кроме Гомеля, выпускались только на «Красном Сормово» в Горьком, на волжском Зеленодольском заводе и на заводе «Море» в Феодосии.

zavod-6.jpg

В начале 80-х на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе (ГССРЗ) начали выпускать новое судно на подводных крыльях — СПК «Полесье». Подводное крыло, создававшее мощный подъемный эффект, позволило подняться и гомельскому судостроению на новый, еще более высокий уровень.

Ветераны судостроительного завода рассказывают, что как-то раз на Киевском водохранилище речники решили устроить неформальные гонки между «Полесьем» и «Ракетой». И хотя «Полесье» не было предусмотрено для хождения по таким большим водохранилищам, где случались и шторма, но в тот раз оно обошло знаменитую «Ракету». Легенда эта или быль? Пока точно не установлено. «Полесье» и «Беларусь» все таки были больше приспособлены для белорусских водоемов с их мелководьем и перекатами, а не для открытых акваторий. При этом если осадка «Ракеты» на крыльях достигала 1,1 метра, то у «Полесья» и «Беларуси» — 0,4 и 0,3 метра соответственно.

zavod-15.jpg

Открытые источники сообщают, что теплоход «Полесье» проектировали в ЦКБ Алексеева в Горьком. Ветераны гомельского судостроения в один голос утверждают — на Гомельском ССРЗ было собственное проектно-консрукторское бюро (ПКБ), и «Полесье» было разработано именно там. Но можно предположить, что сормовское ЦКБ и гомельское ПКБ вели проект совместно. 

Как бы там ни было, но суда на подводных крыльях совершили настоящий переворот в речном судоходстве. Скорость «Полесья» и «Ракет» могла доходить до 70-75 километров в час, а при своей незначительной осадке они были способны доставлять грузы и пассажиров в самые глухие дебри таежной Сибири, горных ущелий или экзотических джунглей. Суда такого класса поставлялись из СССР в США, Канаду и Великобританию.

Грузите арбузы баржами

Набор на завод осуществлял отдел кадров в здании по улице Подгорной, оформленном в стиле «сталинского неоклассицизма». «Одиноким предоставлялось» общежитие, расположенное тут же — на втором этаже. Рядом находился и заводской магазин. Собственная пожарная команда и военизированная охрана с карабинами располагалась здесь же, в здании с конструктивистской башней. С завершением навигации многие речники с судов переходили на работу в цеха ГССРЗ. Всего на заводе, с судовыми экипажами, работало около 800 человек.

zavod-16.jpg

Выспавшись и подкрепившись, гомельские корабелы через проходную и перекидной мост шли на завод. Слева от мостика находился деревообделочный цех и пошивочный участок, где кроили обшивку сидений. Справа размещался механический цех с кузнечным, токарным и трубным участками. Оборудование тут было уникальное. В цеху работал станок, который называли «Монархъ» — выпуска начала 1900-х годов, с замысловатыми вензелями на клеймах. Этот осколок «старого режима» периодически портил перед обкомом партии показатель по обновлению заводского оборудования. Однако заменить его было просто нечем — такие станки уже не выпускались. Далее стоял корпусно-сварочный цех с «литейкой».

zavod-8.jpg

Самым главным был ЦАС — цех алюминиевого судостроения. На втором этаже этого самого заводского корпуса находился т. н. «плаз» — на его полу, в натуральную величину, в трех измерениях, делался чертеж судна. Затем по этому чертежу выполнялись шаблоны всех его частей. После чего на первом этаже начиналось их изготовление. Шум тут стоял невообразимый — это работали клепальщики с пневматическими пистолетами. Впоследствии корпуса «Полесья» стали варить с помощью аргоновой сварки. В ЦАСе работали одни из самых высококвалифицированных сварщиков в Гомеле. Говорят, что когда на «Гомсельмаше» стали делать первые комбайны КСК-100, баки для них заказывали на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе.

zavod-9.jpg

Кроме ЦАСа, важным участком был слип. Слип — это вид стапеля, состоящего из горизонтальной платформы и наклонной плоскости с тележкой. На нем и заканчивалась сборка судна из готовых блоков, доставлявшихся из ЦАС и других цехов. После чего судно со стапеля спускалось на воду. По словам ветеранов завода, слип был немецкий, привезенный в Гомель еще по послевоенным репарациям. Название этого сооружения происходит от английского слова «слип». Только не «спать» — но «cкользить», «быстро двигаться». И гомельское судостроение двигалось вперед весьма быстро. Каждые сутки со стапелей гомельского завода сходило не менее одного судна — как минимум катер на подводных крыльях. Каждый месяц на воду спускался теплоход «Полесье». Еще Гомельский ССРЗ выпускал буксиры-толкачи БТ — 430, 730 и других проектов. БТ поставлялись в Украину — в частности, в Черниговский порт и в Измаил на Дунае. Здесь также ремонтировали различные речные суда.

zavod-8.jpg

Бутылки с шампанским о борта новых судов гомельские судостроители не били — иначе советское игристое пришлось бы закупать ящиками. Кстати говоря, приписанные к заводу самоходные рудовозы возили не только минеральное сырье, но и арбузы для нужд гомельчан. Было и несколько плавучих магазинов — с романтическими названиями «Чукотка» и «Камчатка».

«Панама» для гомельских судостроителей

Все резко изменилось с началом перестройки. Количество заказов начало резко падать. Характерно, что ранее большинство судов на Соже принадлежало Гомельскому ССРЗ. В перестройку их разделили между заводом и Гомельским речным портом. В 90-е годы для судоремонтного завода наступили вообще катастрофические времена. Среди разыгравшейся рыночной стихии предприятие, жившее по законам плановой экономики, стало напоминать кита, зачем то выбросившегося на берег. Несколько «Ракет» удалось продать в Никарагуа, вместе с ними выехали и гомельские экипажи. Однако вскоре никарагуанцы обучили своих специалистов и отказались от услуг белорусов. Однако суда на подводных крыльях — не такие простые в обслуживании. И как говорят, на «пылающем континенте» их вскоре благополучно угробили.

zavod-17.jpg

Несколько теплоходов на подводных крыльях продали в КНР. «Полесья» неплохо прижились на китайских реках. Было даже предложение создать в Китае цех по их ремонту и обслуживанию, но в силу неких причин оно не было реализовано.

zavod-9.jpg

Гомельские речники, в том числе — и высококвалифицированные инженеры и механики, увольнялись и вербовались различным сомнительным кампаниям. В 1999 году бывшие работники Гомельского СРРЗ Игорь Степанов, Николай Зимовилин, братья Сергей и Александр Куприяновы завербовались ремонтировать эстонский теплоход «Таммсааре». Внезапно судно вышло в море, а гомельчан спешно переоформили в члены экипажа. Пришли в Панаму, где их на сутки отправили на берег. За это время «Таммсааре» погрузился. Чем — команда не знала, трюм плотно задраили. Пошли в Испанию. В нейтральных водах судно неожиданно взял штурмом испанский спецназ, при этом погиб старпом. Всю интернациональную команду посадили в тюрьму — на судне оказалось восемь тонн кокаина, самая крупная партия в Европе. Дело вел знаменитый судья Бальтасар Гарсон. Два года наши моряки провели в камерах даже без вызова на допросы. Гомельчанам дали по 10 лет лишения свободы.

zavod-18.jpg

Автор, в то время — депутат Гомельского городского Совета депутатов, вместе с международными профсоюзами, пытался оказать посильное содействие в скорейшем освобождении гомельских моряков. Не сразу, но испанский король Хуан Карлос помиловал наших земляков. Один из гомельчан, вернувшись домой, рассказывал автору:

– Когда нас судили, почти весь состав суда больше обращал внимание на очередной матч «Риала Мадрида», чем на нас. Испанская тюрьма, конечно, может показаться более комфортабельной, чем наша. Но поверьте, все равно ничего хорошего в ней нет — это тюрьма. Что характерно, так это у них даже матерые уголовники не считают предосудительным сотрудничать с администрацией. Могут сами предложить тебе сыграть в азартную игру или спровоцировать на другое нарушение режима — и тут же донести об этом. Единственные, кто там не играет по этим правилам — так это баски. Именно баскские активисты помогали в тюрьме и нам.

Рыскающий курс от пьяного капитана

В 2013 году «Полесье-8», построенный в Гомеле в 1989 году, потерпел кораблекрушение на реке Иртыш в районе Омска. В результате столкновения с баржей теплоход получил пробоину и частично был затоплен. Шесть человек погибло, 49 — получили ранения. Однако виной трагедии стал человеческий фактор — как выяснило расследование, капитан судна был банально пьян, судовладелец и береговые службы халатно отнеслись к предрейсовой подготовке.

Таким вот рыскающим курсом, вразнос, шла вся наша экономика в «лихие» 90-е. В тот период в Гомель приехал один крупный чиновник из Минска. Работники идущего ко дну судостроительного завода обратились к нему с жалобой. Чиновник ответил:

— Раз сложилась такая ситуация — значит, государству такое производство не надо.

Несколько лет назад переходный мостик у проходной был разобран на металлом. Наглухо закрыто общежитие. В полном запустении стоят производственные корпуса. Выбитыми окнами и обветшалыми стенами зияет некогда кипевший жизнью и работой ЦАС. Несколько старых судов покрываются ржавчиной у слипа. Только один буксир-тягач стоит здесь свежевыкрашенным — ныне Гомельский судостроительно-судоремонтный завод передан в состав Гомельского речного порта как судоремонтный участок.

zavod-10.jpg

Около половины территории завода передано в аренду частным и иностранным предприятиям либо пустует. Похоже, демонтирована и мемориальная доска ветеранам...

Говорят, что речной транспорт стал нерентабельным, и заказов на производство речных судов просто нет. В тоже время российское судостроение, после шока 90-х годов, начало частично реанимироваться. Кроме РФ, «Полесья» используются в Украине, Венгрии, КНР. В Китае даже наладили свое производство наших «Полесий». Только называются они там «Лунтан» — «Парящий дракон». Будет ли когда либо снова парить по волнам гомельское судостроение? Вопрос риторический...

zavod-11.jpg

На днях загорелась бывшая транспортная проходная Гомельского ССРЗ. Клубы дыма поднялись над заводом — словно последний сигнал о бедствии...

Сильные Новости
Гомель
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
67 просмотров в марте
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Криминал
Парню, порезавшему в прошлом году в гомельском троллейбусе троих милиционеров, вынесли приговор: по совокупности преступлений ему дали 13,5 года лишения свободы в колонии усиленного режима, сообщает Верховный суд. Кроме того, суд постановил взыскать с обвиняемого 3,5 тыс. рублей в пользу пострадавших милиционеров. Прокурор, напомним, просил дать обвиняемому в покушении на убийство, насилие в отношении сотрудника милиции и умышленное причинение тяжких телес...
Общество
Трагедия в Столбцах потрясла общество. В чем причины жестокого нападения и что можно сделать, чтобы предотвратить подобные случаи в нашем городе? Школа как зона риска Сегодня многие гомельчане в тревоге — школа из места, где детей учат «доброму и вечному», может превратиться в арену кровавых разборок? 11 февраля в СШ № 2 в Столбцах Минской области ученик 10-го класса с ножом в руках атаковал педагога и других школьников. В результате 50-летняя учительница...
Общество
Климатическая весна обычно начинается по северу Беларуси 20-23 марта, а в центральной и южной частях страны в основном в первой половине месяца. Погода, установившаяся в первой декаде февраля в Беларуси, — самая теплая за последние годы. Об этом Sputnik сообщили специалисты Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды. По словам начальника отдела изучения изменений климата Белги...
Криминал
В Светлогорске уголовное дело о ненадлежащем исполнении родственницей четырехлетнего ребенка обязанностей по обеспечению безопасности его жизни и здоровья, повлекшее по неосторожности смерть мальчика, передано в суд, сообщил корреспонденту БелТА старший прокурор отдела прокуратуры Гомельской области Андрей Карась. Вечером 3 декабря 2018 года у одной из многоэтажек райцентра прохожие заметили лежащего на земле мальчика, сразу же вызвали милицию и скорую пом...
Происшествия
12 февраля в Рогачеве суд поставил точку в резонансном уголовном деле по факту избиения мальчика на спортивной площадке. Обвиняемому мужчине вынесли приговор — полтора года ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Дмитрия Шевченко признали виновным «в умышленных действиях, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, сопровождающихся применением насилия». По результатам завершения дел...
Общество
Недовольство гомельчан растет с каждым днем: из-за потепления снег начал стремительно таять, однако спасать улицы от затопления никто не спешит. Оказалось, что рассчитывать на улучшение ситуации не стоит — в бюджете на это просто нет денег. В начале месяца горожане обратились в «телефонную приемную» Горисполкома. «Снег, лежащий на пешеходных тротуарах улиц Гомеля начал таять, заливая тротуары. Ходить по лужам невозможно. Это касается и пешеходных переходов...
Общество
Ко Дню всех влюбленных Гомельский облдрамтеатр предоставляет горожанам прекрасную возможность увлекательно провести свой досуг. В течение трех дней действует акция: по одному билету можно посетить представление вдвоем. Первый праздничный показ состоится уже завтра, 13 февраля. В 19.00 начнется показ спектакля «Женское счастье». В пятницу, 15 февраля, в 19.00 влюбленных приглашают на спектакль «Мужчинам вход запрещен», а в субботу в 18.00 по одному билету м...
Происшествия
Сегодня в Мозыре стало на одну остановку меньше: ее снесла проезжавшая мимо Audi. Одни подписчики паблика занимают сторону водителя, считая, что всему виной — скользкая дорога. Другие же, напротив, уверены, что скорость была превышена, что и привело к аварии. По предварительным данным, в ДТП никто из людей не пострадал. Официальной информации по данному инциденту не поступало.
Общество
Наиболее высокая заболеваемость гриппом наблюдается в Гомельской области, там в школах отсутствует по болезни до 20% учеников. Эпидситуация текущего года не отличается от прошлого и находится под контролем медиков, заявила главный санитарный врач Беларуси Наталья Жукова в эфире телеканала «Беларусь 1» в воскресенье. Наиболее высокая заболеваемость гриппом наблюдается в Гомельской области. Ниже среднего уровня показатели в Брестском регионе страны. «В школа...