"Гомельские Альпы" : репортаж с гор химзавода

О «гомельских Альпах» обязательно спросит любой человек, впервые посетивший наш город. Конусообразные терриконы возвышаются в черте химзавода, начиная со времён СССР, когда здесь наладили производство фосфорной кислоты. Почему отвал на площади в 100 гектаров за десятилетия так и не «растаял».

Экскурс в историю

Гомельский химический завод - крупнейший производитель комплексных фосфорсодержащих минеральных удобрений. В областном центре возводить его начали в 1963 году. А уже в 1981-м из отходов производства фосфорной кислоты наладили выпуск гранулированного фосфогипса. В течение 11 лет он поставлялся практически на все цементные предприятия СССР. За это время переработали около 2,3 миллиона тонн побочного продукта. Но в 90-е процесс оказался нерентабельным: возросла стоимость энергоресурсов. Из отходов производства фосфорной кислоты на территории завода за более чем 50 лет образовались белоснежные горы массой около 20 миллионов тонн.  

По словам первого заместителя директора - главного инженера химзавода Виталия Осипенко, с 1977 года совместно с белорусскими и зарубежными учёными было проработано около 30 технологий переработки фосфогипса. Но по объективным причинам объёмы его утилизации до сих пор остаются незначительными. 

- В мире перерабатывается примерно до  3 процентов фосфогипса. Его в основном складируют отвалами. Это наиболее безопасный способ хранения. Так делают и в странах СНГ, и в Европе, - рассказал Виталий Осипенко. – Насколько я знаю, в Марокко и Алжире фосфогипс сбрасывают в море.  

В настоящее время перерабатывается до 20 процентов образующегося на химзаводе фосфогипса. В определённом количестве он используется в минеральных удобрениях. Только в 2016 году это уменьшило его сброс в отвал на 85 тысяч тонн (13 процентов от всего его образования). Ещё за прошлый год более 15 тысяч тонн отгрузили строительным и сельхозпредприятиям Беларуси.    

Голубая мечта заводчан

Фосфогипс в отвале имеет дигидратную форму: на каждую молекулу гипса приходится две молекулы воды. Сложность расщепления внутримолекулярной влаги делает переработку в промышленных масштабах нерентабельной.

Однако на химзаводе реконструировано второе отделение цеха фосфорной кислоты с переводом его на полугидратный режим производства. В идеале данная технология позволит после дополнительной обработки получать фосфогипс, пригодный для применения в стройиндустрии. Из него можно будет выпускать гипсовый камень для его дальнейшей переработки в производстве цемента. Уже сегодня ведутся работы по проектированию опытно-промышленной установки для отработки этой технологии. Но и здесь не без «но». 

- На сегодня объём загрузки цеха фосфорной кислоты не позволяет перейти в режим полугидрата. В такой ситуации фосфигипс мы пока переработать не можем, - уточнил главный инженер. 

«Жизнь» отвала под присмотром

Фосфогипс является малоопасным отходом и представляет собой сульфат кальция. Он используется в промышленности и АПК. 

Сухое складирование воздействует на подземные воды. Поэтому вокруг отвала устроен обводной канал. Он перехватывает загрязнённые потоки. 

- Подземные воды контролируем более 20 лет, - отметил Виталий Осипенко. – По контуру отвала оборудованы специальные скважины. Они откачивают загрязнённую воду. Её забираем в собственное производство. 

Контроль за состоянием подземных вод ведёт заводская лаборатория. Их качество оценивается по 24 показателям. 

Испарения от гор тоже контролируются. Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не превышает 4 тонн в год, или 0,15 процента от разрешённого уровня выброса по предприятию. 

Экскурсия в горы

Писать статью про терриконы химзавода и не побывать на экскурсии в горах? Туда отправляемся в сопровождении инженера по складированию отходов производства цеха фосфорной кислоты Игоря Захарова.

Сначала на заводском автомобиле следуем ко второму отделению ЦФК, где карьерный самосвал доверху наполняет свой кузов фосфогипсом. Затем по намеченному маршруту - в отвал. 

Говорят, он похож на горы. Странное дело, но, когда едешь по его дорогам, будто находишься в белоснежной пустыне. Здесь движение на авто можно смело сравнить с джип-сафари. Те, кто хоть раз мчался по бескрайней пустыне, усеянной барханами, поймут это в некоторой степени неожиданное сравнение. 

На проторенной дороге наша машина то подпрыгивает, то утопает в фосфогипсе. Впереди возвышаются высокие и низкие горы. Преодолеваем несколько поворотов. Останавливаемся на высоте 40 метров от земли. Красиво. Пока самосвал разгружается, делаю несколько атмосферных фото. 

- Раньше фосфогипс в отвал доставляли с помощью подвесных канатных дорог. Получались так называемые горы, все они со времён СССР. Самые высокие из них достигают аж 95 метров в высоту! Но транспортировка БелАЗами экономически выгоднее. А прежний способ денежно затратный и небезопасный, - объяснил Игорь Захаров. 

Цех фосфорной кислоты работает и днём и ночью. Отходы вывозятся круглосуточно. За смену самосвал (в его кузов вмещается до 20 тонн фосфогипса) делает до 25 заездов. 

В нужное время подгоняют бульдозер. Он выравнивает свеженасыпанный слой отходов, и очередной «корж» отвала готов. День за днём он становится выше и выше.  

- На этом месте когда-нибудь вырастут джунгли либо появится горнолыжная трасса? Или это бабушкины сказки? - интересуюсь я. 

- У людей заводские горы всегда вызывали живой интерес. Мои знакомые не раз любопытствовали, можно ли здесь кататься, например, на санках? Фосфогипс - вяжущее вещество. Легко ли будет передвигаться по «манной каше» на лыжах? - улыбается собеседник, показывая рукой вдаль. – А вот по поводу растительности скажу, что поверх отходов советских времён, действительно, уже выросла настоящая роща. 


Источник - http://newsgomel.by/

Гомель
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции