«За» и «против» строительства Восточного обхода в Гомеле обсудили на собрании ГДФ

Небезразличные к судьбе города гомельчане обсудили плюсы и минусы окончания строительства Восточного обхода — дороги, которая должна была соединить район «Березки» с Волотовой и замкнуть объездное кольцо, но так и осталась недостроенной. Гомельскі Зялёны партал собрал основные идеи выступлений и обсуждения.

Главными спикерами выступили руководитель Гомельского регионального экспертного сообщества «Стратегическая мысль» Алексей Харкевич и кандидат экономических наук Игорь Колбаско.

Алексей Харкевич:

— Начало этому проекту было положено ещё в генплане развития Гомеля в 1977 году. Концепция, когда транзитные потоки должны обходить город — не нова. И с западной стороны она для Гомеля реализована: можно из Киева попасть на Брест и Минск, объехав Гомель. В конце ХХ века перспективным виделось сделать такой же объезд и с востока.

Тогда планировалась застройка микрорайона в районе Берёзок, куда хотели расселить около 150 тысяч человек. План 1977 года действовал до 2003 года, но потом проходит несколько лет, и в 2011 году разрабатывается новый генплан. И Восточный обход играл в нём значимую роль для того, чтобы соединить проектируемый район Берёзки с центром города через Волотову, а транзитные потоки вывести за город вдоль его восточной окраины.

И работы по его строительству довольно активно начались. Построена насыпь и даже началось строительство моста через Сож. А в 2013 году этот генплан кардинально корректируется, и намерения строительства микрорайона в Берёзках сворачиваются. Останавливается и строительство Восточного обхода. Хотя, на него потрачено уже очень много денег.

Но сейчас возникла непредвиденная ситуация: у нас износились мосты — мост на западной объездной провис.

И фактически сейчас западного обхода Гомеля нет — транзитный транспорт идёт через город, причём через мост, который также на ладан дышит. А пока не восстановят мост в Житковичском районе, до гомельской объездной точно руки ни у кого не дойдут. То есть стало очевидно, что восточная объездная ветка, всё-таки, нужна.

Кроме того, мы все видим, что в Гомеле в час-пик стали образовываться пробки. Мы их видим на белицком мосту, в центре, на ЗИПе. Причём, в такие часы, когда раньше пробок не было.

Все мы видим, что у нас активно перестраивают центр города под транспортные потоки. А чем больше транспорт стоит в пробках, тем больше он выбрасывает в воздух оксида углерода.

И вот статистика: за 2016 год зафиксировано 35 дней с превышением максимально допустимого содержания СО2 в воздухе города, а в 2017-м таких дней зафиксировано 40.

То есть каждый десятый день у нас превышение допустимой концентрации опасного газа. Это при том, что даже в Минске таких дней за год зафиксировано всего 3, в Бобруйске — 1, по другим городам вообще превышение не фиксируется.

Однако, для продолжения строительства, так или иначе мы упираемся в вопрос финансирования. Просто безвозвратно сделать это очень сложно. Поэтому задумались о том, чтобы сделать с этой дороги какой-то возврат вложенных средств. А как его сделать? Естественно, одним образом — сделать проезд по ней платным. Таким образом это строительство из государственного проекта социальной направленности переходит в какой-то симбиоз с коммерческим проектом. И то, что было озвучено — это три южнокорейские фирмы, которые обсуждали с руководством города и области, что они все это строят, они его потом обслуживают, но при этом взимают плату за проезд. Пока на словах, что это будет плата только с транзитного транспорта и плата с инфраструктуры: заправок, кафе и т.д.. Таким образом, государство получает свою выгоду в виде разгрузки транспортных потоков, а частный инвестор возвращает вложенные средства.

Игорь Колбаско:

— Действительно — самый главный вопрос: где нам взять деньги? Механизм, который я предлагаю, касается проекта, где инвестор получит назад свои средства. Главное условие, что он должен быть государственно-частным с преимуществом государственного капитала. Фонд должен быть открытым акционерным.

Формирование ресурсов фонда я предлагаю производить на принципах лотереи. То есть, вначале определяется необходимое количество средств. 51% этих средств государство формирует путём инвестирования через гарантийные и венчурные фонды, 49% мы предлагаем через свободную продажу в виде лотереи. Каждый, кто хочет участвовать в этом проекте, приобретает лотерею определенного номинала. И он участвует в выигрыше. Он таким образом инвестирует в проект. Если по результатам лотереи он получает выигрыш, то это еще один лотерейный билет. И после того, как прошел весь цикл розыгрыша, все лотерейные билеты — и проданные, и не проданные, обмениваются на акции этого фонда. Подобным образом финансирует свои проекты тот же «Евроторг», наращивая большие финансовые ресурсы.

Конечно, 55 миллионов долларов, необходимых на строительство Восточного обхода, привлечь будет сложно. Но 51% все же должно вложить государство. А среди инвесторов могут быть не только физлица, но и фирмы, билеты можно номинировать не только в беларусских рублях, но и в валюте.

Яўген Меркіс, кіраўнік урбаністычнай ініцыятывы Smart-Гомель:

— Мы дапамагалі ў стварэнні гэтай петыцыі за будаўніцтва Усходняга абходу, якая, як я сёння пабачыў, набрала ўжо 2658 подпісаў. Нягледзячы на гэта, маё меркаванне змянялася. Я першапачаткова быў супраць будаўніцтва абходу.

Нараканні супраць будаўніцтва Усходняга абходу гараджане выказваюць перша за ўсё з тае нагоды, што, магчыма, парушыцца экалогія — траса пройдзе праз так званую запаркавую зялёную зону, каля ляснога возера і затокі, і там хутка пачнуць нешта забудоўваць. Таксама, пасля пратэстаў жыхароў пасёлка Перамога, трасу спраектавалі праз прылеглы лес, які таксама амаль знішчаць, таму, што на яго месцы запраектавана шматпавярховая забудова. Нават на генплане паўзбоч трасы нешта намалявана рознымі колерамі, але, паколькі тэкставая частка генплана сёння гамельчукам не дасяжная, мы не ведаем, што гэтыя абазначэнні пад сабой прадугледжваюць. Праблема яшчэ ў тым, што траса пралягае наўпрост праз заказнік мясцовага значэння «Мнемазіна».

Але зараз я лічу, што варта паспрыяць, каб улады знайшлі грошы на дабудоўванне Усходняга абходу. Бо, пакуль яго няма, улады рэалізоўваюць іншыя, больш бязглуздыя праекты. І будаўніцтва гэтага аб’екту дазволіць выратаваць шмат якія аб’екты ў цэнтры нашага гораду. Ды і ўсё неабходнае ўжо збудавалі, у будаўніцтва ўжо інвеставана 8 мільёнаў даляраў.

Гомельцам варта дамагчыся адкрытасці тэкставай часткі генплана, каб разумець, што стаіць за тым альбо іншым праектным рашэннем.

У Мінску гэтага дамагліся. А нам трэба дакладна разбірацца, што праектуецца ў той жа зарэчнай зоне парка, што будзе з заказнікам «Мнемазіна» пасля пабудовы Усходняга абходу і г.д. Гэта пытанне нашай грамадскай актыўнасці. Праз актыўнасць грамадзян мы можам даведацца і пра тое, якія дзеянні выканкам прадпрымае ў плане пошуку інвестыцыяў для пабудовы Усходняга абходу і шмат што іншае. Далучайцеся!

Официально

Строительство Восточного обхода в Гомеле продолжится при возобновлении финансирования. Об этом сообщил заместитель директора по подготовке производства Управления капитального строительства Гомеля Александр Шишкевич, передаёт БелТА.

Чиновник пояснил, что она позволит перераспределить транспортные потоки, снизив нагрузку на центральную часть города.

46369c640f131d47c9be75e765e02591.jpg

Проект является частью республиканской инвестиционной программы, однако в силу разных причин финансирование дорогостоящего объекта временно приостановлено, сказал он.

Заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Кирилл Гапеев уточнил, что магистраль включена в генплан развития областного центра. Строительство дороги, по словам Гапеева, вопрос времени и финансирования.

Эту тему власти держат на контроле, при поступлении средств строительные работы будут продолжены, подчеркнули в горисполкоме.

Сильные новости
Гомель
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
1613 просмотров в ноябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
У самого дорогого туалета в Гомеле появится близнец. В центральной части набережной, недалеко от скульптуры «Лодочник», началась подготовка к строительству, завершить которое планируют к майским праздникам, сообщили TUT.BY в управлении капитального строительства города Гомеля. Также здесь рассказали, почему не работает уже открытый туалет возле «Немо». — Это не спонтанное решение. Изначально планировалось, что будет две очереди строительства. Сейчас обустр...
Криминал
В ходе расследования страшного преступления в Калинковичском районе начали всплывать новые эпизоды разбойной жизни подозреваемых. Как рассказала представитель СК Мария Кривоногова sb.by, следователям стало известно еще об одном преступлении, совершенном двумя из трех задержанных по делу о кровавом убийстве в Юровичах. В марте подозреваемые 1998 и 2001 годов рождения избили топорищем своего односельчанина. Напомним, в ночь на 4 ноября в Юровичах трое местны...
Общество
По прогнозам синоптиков, уик-энд в Гомеле будет морозным и снежным. Одевайтесь теплее! В субботу в Гомеле будет ясно. Утром температура воздуха упадёт до — 8°С, но уже днем может подняться до +3°С. Правда, ощущаться она будет на несколько градусов меньше. В воскресенье будет немного теплее — температура воздуха опустится только до — 4°С. А днём и вечером будет держаться на отметке около 0°С. Ожидается небольшой снег.
Общество
Новый вход в парк оформлен в виде двух сторожевых башен, стилизованных под старину, сообщает городской журнал «Белка». Конструкция установлена со стороны Речицкого проспекта и является подарком жителям Советского района к его 45-летию от предприятия «Кирмаш». Ранее на этом месте было деревянное ограждение, которое, как и расположенный за ним сказочный городок, со временем пришло в негодность. Забор, теремок и зверушек убрали, взамен же долго ничего не уста...
Общество
Завод беленой целлюлозы в Светлогорске, построенный китайцами, не проработал и года. Местные жители считают предприятие причиной экологических проблем. Репортаж DW. «Представьте, что вы дышите смесью резкого запаха гниющей капусты и канализации», — так описывает химик Вадим Болбас последствия от работы завода сульфатной беленой целлюлозы, построенного в Светлогорске Гомельской области китайской компанией China CAMC Engineering Co., LTD. Весь свой трудовой...
Криминал
Сегодня в суде Центрального района Гомеля состоялись судебные прения по так называемому делу о пяти процентах, в котором замешан заместитель директора Рогачевского МКК и представитель одной из столичных фирм. Прокурор просит приговорить обвиняемых к 7 и 3 годам лишения свободы соответственно, передает tut.by. Бывшему руководителю рогачевского предприятия прокурор просит назначить наказание в виде семи лет лишения свободы в колонии усиленного режима с конфи...
Происшествия
30-летний водитель микроавтобуса VW Transporter, который попал вчера в страшную аварию в Калинковичском районе, умер в больнице, сообщили TUT.BY информированные источники. Фото: Следственный комитет Напомним, авария произошла 14 ноября около 10.55 на 176-м км трассы М10 Граница РФ — Гомель — Кобрин. Микроавтобус VW Transporter под управлением 30-летнего водителя выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с молоковозом. В результате ДТП ехавшие в ...
Общество
Самое парадоксальное, что хищение совершили им же приглашенные гости. Мало того, сами деньги ему не принадлежали. Его мать, 59-летняя пенсионерка, работает в Минске. С трудом заработанное хранила в Гомеле в своей квартире на улице Урицкого, где ныне, в основном, проживает сын. Вот только сынок любил приглашать к себе компании для веселого времяпровождения. А знакомство водил с личностями, не отличавшимися особыми моральными устоями. Весь понедельник, 12 но...
Общество
Несанкционированная свалка в Романовичах в высоту достигает нескольких метров. Местные жители пишут обращения в различные инстанции. Пока безрезультатно. Подробнее — в сюжете. Свалка, которая появилась в поселке около десяти лет назад, возвышается на несколько метров. Недовольные таким положением дел местные жители обращаются в различные инстанции, надеясь ликвидировать свалку. На сайте petitions.by они запустили петицию, чтобы это происходило экологично....